Города

  • Москва
  • Новая Москва
  • Другие

Шоссе

Район

Электричка

  • Белорусское
  • Горьковское
  • Казанское
  • Киевское
  • Кольцевое
  • Курское
  • Ленинградское
  • Павелецкое
  • Рижское
  • Савёловское
  • Ярославское
км до МКАД

Готовность

Год сдачи

1 марта 2016 г. 2119 0 Юрий Кочетков 

Когда-то давным-давно, лет 15 назад автору этой заметки пришлось покупать себе первую квартиру. На Москву денег чуть-чуть недоставало, поэтому фокус зрения был направлен на ближайшие города Подмосковья. Шорт-лист, кстати, оказался коротким: всего 5 городов – это были Долгопрудный, Химки, Красногорск, Одинцово и Видное.

Именно эти города, кстати, тогда и лидировали по цене кв.метра в Московской области. Всё понятно: в списке — наиболее близкие к Москве варианты, с хорошей транспортной связностью со столицей и более-менее развитой на тот момент городской инфраструктурой.

Прошли годы, и мне на глаза попались любопытные результаты опроса посетителей крупных столичных торговых центров касательно преференций в выборе жилья. Опрос пока не опубликован, поэтому о его организаторах умолчу до срока. Однако о нескольких интереснейших трендах, которые были выявлены опросом, хотелось бы порассуждать.

Смена подмосковных лидеров

Первое что бросилось в глаза, так это то, что как место проживания Подмосковье нынешним потребителем рассматривается практически наравне со столицей. Каждый третий из опрошенных (учитывались голоса лишь тех, кто планирует в ближайшем будущем покупку) считает область вполне достойным вариантом.

Действительно, за 15 прошедших лет границы между Москвой и областью прилично стёрлись. Те же Химки, Красногорск, Балашиха, Мытищи по факту есть просто удалённые за МКАД районы нашего мегаполиса. Как те же Южное и Северное Бутово, Куркино, Митино.

Однако список городов-лидеров спроса существенно поменялся. С некоторым отрывом теперь лидируют… Люберцы!

Парадокс? Не совсем…

Прежде всего, за прошедшие годы совершенно исчез из умов так называемый экологический фактор. Почему раньше лидировали по спросу города западного и северо-западного направления? Да потому, что буквально каждый покупатель был извещён о северо-западной розе ветров столицы и о том, что восточное направление дышит тем, что выдохнуло население западной части города. Хватало разговоров о жутких заводах Юго-Востока, о полях аэрации там, о свалках и всё таком прочем.

Ныне же экология, такое впечатление, что совсем не важна. А что же важно покупателю? Транспорт до рабочих мест Москвы — вот универсальный ответ. Люберцы буквально выдернули счастливый билет: помимо железнодорожного сообщения, этот подмосковный город получил буквально две свои ветки метро — с юга к нему протянулась ждановско-краснопресненская ветка столичного метрополитена (уже запущены новые станции «Жулебино» и «Котельники»), а в 2017 году с севера город охватит новая ветка, заканчивающаяся станцией «Некрасовка».

Фактор метро побил и экологию, и перегруженность юго-восточного направления в целом, и прочие недостатки.

Второе место по данным опроса, кстати, прочно удерживают Химки. За 15 лет город оказался охвачен Москвой со всех сторон и, пожалуй, его наиболее смело можно административно вливать в наш мегаполис.

А вот какой город оказался выбит из топа — так это Красногорск. И здесь снова виноват транспорт. Бездарная строительная политика привела к тому, что город оказался на грани транспортного коллапса. В часы пик трудно проехать и по самому городу и выехать через Волоколамское шоссе к Москве. Электрички буквально штурмуются теми, кто отказался от мысли добраться на работу автотранспортом. Понятно, что приход метро в этот город не ожидается.

О Новой Москве и о деньгах

Следующий нюанс — респонденты опроса практически не называли Новую Москву в качестве желаемого места проживания. На самом деле, интуитивно понятно, что её могли просто засчитать и в Большую Москву. Впрочем, всё же несколько человек из 5 сотен при опросе настаивали на своём желании купить жильё именно в Новой Москве.

Фактически, это говорит о том, что бренд Новой Москвы значительно потускнел, как потускнела и притягательность новых территорий мегаполиса в целом. Чудесная сказка о новом пространстве Москвы, насыщенном точками роста, перенесёнными сюда гос.учреждениями и малоэтажным жильём, развеялась.

Увы, но мы имеем обычный пригород, застроенный высотным жильём с минимальной инфраструктурой. Слава богу, что сюда дотянули «красную» ветку метро и подреконструировали выносные магистрали, ведущие в Новую Москву. Без развития транспорта было бы вообще непонятно — зачем сюда переселяться?

О чём еще хотелось бы вспомнить касательно прошедших 15 лет?

В начале 2000-ых годов скромная однокомнатная «хрущёвка» на западной окраине города стоила примерно 16 тысяч долларов. Как раз отгремел первый капиталистический кризис в стране (дефолт-1998) и квартирный рынок находился на «дне». Сейчас для такой же покупки стоит приготовить порядка 50 тысяч долларов. В каком-то смысле, разница в ценах демонстрирует тот путь, что мы прошли за эти годы.

В таком росте ценника есть и заслуга падения покупательной способности «вечнозелёного», и заслуга развившегося ипотечного кредитования. Но в целом понятно, что просто в долларах все мы стали побогаче, а вот что не поменялось — так это стремление всех наших сограждан работать на столичных зарплатах.

Где жить при этом — в Старой Москве или Новой, в области или столичном «замкадье», это уже следующий вопрос. Но, в любом случае, вышеописанные тренды очень показательны.