Города

  • Москва
  • Новая Москва
  • Другие

Шоссе

Район

Электричка

  • Белорусское
  • Горьковское
  • Казанское
  • Киевское
  • Кольцевое
  • Курское
  • Ленинградское
  • Павелецкое
  • Рижское
  • Савёловское
  • Ярославское
км до МКАД

Готовность

Год сдачи

16 декабря 2014 г. 2921 0 Юрий Кочетков 

Паспортные замеры и опросы покупателей квартир в новостройках Новой Москвы показывают: больше половины из них — это люди, обладающие московской пропиской, и практически 100% покупателей (или кто-то в их семье) имеют или рабочее место или бизнес в Старой Москве.

Опасения, состоявшие в том, что сюда устремятся регионалы со всех краёв нашей необъятной Федерации, пока не оправдались. Как и не оправдались ожидания насчёт того, что сюда переедет хоть какая-нибудь власть-чиновничество, сняв нагрузку с центра Москвы.

Одним словом, в тумане обретает черты портрет нового жителя новых домов Новой Москвы. Но где же этот житель собирается обитать и работать?

На завершившемся на днях Московском Урбанистическом Форуме проблемам и перспективам Новой Москвы была посвящена отдельная секция. Чиновники и эксперты дали неплохой обзор состояния дел на новых территориях и представили разработанные территориальные схемы.

Ни город Богдан, ни село Селиван

Прежде всего, хотелось бы разобраться в, пожалуй, основополагающем вопросе: Новая Москва — это отдельное городское образование, пригород столицы и просто очередной набор её спальных районов «заМКАД»?

В Новой Москве введено по словам чиновников около 3,5 миллионов кв.метров жилья. Анализ текущей активности наглядно демонстрирует: развитие/застройка территорий происходит вдоль четырёх основных шоссе (Варшавское, Калужское, Киевское, Боровское) и в прилегающей к МКАД зоне. Нет ни градообразующего центра/центров - то есть, об отдельном городском образовании речи не идёт. Нет ни компактного комплексного строительства в микрорайонном масштабе - то есть нельзя говорить о новых Митино-Куркино-Новокосино. По сути, мы наблюдаем развитие пригорода: только в прошлое столетия оно шло вдоль ж/д линий, а теперь их роль выполняют современные автотрассы.

Следующий вопрос: что переносится на новые территории из Старой Москвы?

По первоначальной задумке в первую очередь сюда должны быть перенесены функции (Парламентский центр, места приложения труда и т. п.). Соответственно, вслед за ними устремилась бы и рабочая сила, то есть граждане-чиновничество. Дело не выгорело. Функции не устремились в Новую Москву. Чиновники остались на старых местах проживания.

Альтернативной концепцией, кстати, была идея о точечной/кусочной разгрузке Москвы — какие-то отдельные предприятия, какие-то жители, какие-то рекреационные объекты. То есть, речь шла о новых «спальниках» и пром.территориях. Но она была изначально отброшена.

Нынешняя концептуальная точка зрения состоит в том, что в Новой Москве работать будет концепция гармоничного сочетания квартир и рабочих мест. Бог с эти функциями — давайте просто заселим народ и дадим им работать в расчете, что они не будут мотаться каждый день через МКАД туда-сюда.

Проблема этой точки зрения состоит в том, что совсем забыли третью компоненту — саму работу. Да, можно понастроить квартир — места предостаточно. Да, можно понастроить офисов-мастерских-ритейла. Но откуда возьмётся работа (работодатель, бизнес)?

Возьмите гипотетического предпринимателя Новой Москвы: для того чтобы заполучить качественную рабочую силу ему придётся установить зарплаты почти московского уровня — в Новой Москве крайне мало местных жителей, готовых работать за «подмосковную» зарплату.

Далее этому предпринимателю придётся что-то делать с неразвитой логистикой — основные потребители и контрагенты его бизнеса находятся в Москве.

Наконец, не забудем, что конкурировать ему придётся со старомосковским бизнесом в абсолютно одинаковых по налогам и сборам условиях: и там, и там — Москва.

Какой-то логики развивать бизнес даже в свежепостроенных рабочих местах не наблюдается. Разве что ставки аренды площадей будут ниже, но этого крайне мало.

Так что шансы гармоничного соотношения квартиры/рабочие места крайне сомнительны. Офисы, может, и будут, только совершенно пустые.

Перспектива застройки Новой Москвы

Даже по самым первичным признакам выходит, что дело пойдёт совсем не так, как планируют чиновники и градостроители. Оно пойдёт привычным и естественным путём, если в стране не введут очередной социализм.

Новостройки Новой Москва — это более просторное жильё для московских семей с одной стороны и первая квартира осевших в Москве регионалов и молодёжи (как правило, эта квартира — малогабаритная). Сюда устремляются граждане, имеющие рабочее место или доход в Старой Москве. Классический вариант заселения пригорода.

Рабочие места в Новой Москве

В этом пригороде неизбежно будет развиваться обслуживающая инфраструктура. Это не те рабочие места, о которых грезит власть. Не инкубаторы, не нанопроизводство, не агрокластеры или фермерское хозяйство. Вместо них появляются магазинчики шаговой доступности, салоны красоты, ремонтные мастерские, отделения банков и стоматологии. Они не производят услуг или товаров, потребляемых за пределами квартала или района. И это очень важная деталь.

Проходит время и возникает класс местных предпринимателей, выросших из коротких штанишек помещений 1-го этажа жилых зданий. Они организуют средний бизнес, завязанный на интересы местного сообщества и конкурирующий со Старой Москвой за работников по схеме «местная зарплата = московская зарплата — цена дороги» и с логистикой, не выходящей за пределы Новой Москвы. Они и станут первыми претендентами на офисные площади хотя бы В-класса. Так потихоньку дело и пойдёт.

Следует понимать, что такой путь требует высокого качества внутренней инфраструктуры в Новой Москве — транспорта, дорог, учреждений и т. п. Вроде бы государство декларирует, что хотя бы с этим оно поможет.

Однако следует также чётко понимать, что первое десятилетие (а то и два-три) новое население присоединённых территорий останется крепко привязано к Старой Москве. Тамошними зарплатами, рабочими местами, театрами-концертами, друзьями-родственниками. А это означает, надеяться на решение маятникового перемещения людей через МКАД (утро-вечер) за счет концепции «строим квартиры и рабочие места» в ближайшее десятилетие не приходится.