ЦКАД — это система платных автомобильных дорог Московской области протяженностью, по разным данным, от 516 до 550 км. Срок ввода в эксплуатацию — 2025 г. С момента анонсирования проекта ученые разных специальностей не устают говорить о его экологической опасности. Редакция KVARTIRAzaMKAD.ru собрала все доступные экологические прогнозы.
Что такое ЦКАД?
ЦКАД пройдет через 13 районов Подмосковья и задействуют «бетонки» Большого и Малого колец, объединив их в скоростной автобан (разрешенная скорость — до 120 км/ч). На пересечении с 18 радиальными автомагистралями будут построены многоуровневые развязки, а пересечения с железными дорогами также будут разнесены на разные уровни. Всего предполагается строительство 31 развязки и 180 искусственных сооружений.
Будут построены объезды вокруг Ногинска, Электростали, Бронниц, Звенигорода, Голицыно, Химок, Балашихи, Одинцово. Большая развязка появится возле Жуковского. В районе Капотни появятся объезд через Дзержинский и Лыткарино. В качестве главных узлов развития рассматриваются Клин, Солнечногорск, Поварово, Кубинка, Климовск, Домодедово, Бронницы, Электросталь, Ногинск и Рахманово.
После первого этапа строительства дорога будет четырехполосной, после второго — 6–8 полосной. У ЦКАДа много задач: разгрузка вылетных магистралей и уличной сети столицы, организация международных транспортных коридоров и т. д. Считается, что эта дорога решит и проблему заторов в Московском регионе, образующихся из-за железнодорожных переездов. Предположительно пропускная способность ЦКАД достигнет 70–80 тыс. автомобилей в сутки.
Ожидается, что ЦКАД будет одной из самых передовых автотрасс в стране: современная автоматическая система управления дорожным движением, станции метеонаблюдения, площадки для вертолетов, средства экстренной связи, стоянки для отдыха водителей и зоны дорожного сервиса. То есть подобие лучших дорог Европы.
Но в местах пересечения ЦКАД с главными радиальными дорогами МО должны возникнуть склады и «логистические центры» (в ближайшие годы на территории Подмосковья предполагается строительство 20 таких центров, большая часть из которых будет располагаться как раз вдоль ЦКАД). Как заявил в прошлом году председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский, все логистические компании смогут возвести в районе ЦКАД свои центры, откуда будут поставлять грузы в столицу более легким транспортом.
По январскому же заявлению бывшего министра инвестиций и инноваций Московской области, а ныне заместителя председателя подмосковного правительства Дениса Буцаева, благодаря ЦКАДу регион станет глобальным центром грузообработки, что даст экономические преференции и глобальный толчок к развитию прилегающих территорий. Приоритетными возле ЦКАД станут промышленные, логистические, торговые объекты, автопорты и АЗС, мотели. Есть где развернуться и застройщикам жилья. Трассу будет обрамлять 6-километровая зона для строительства объектов обслуживания ЦКАД и развития сервисной инфраструктуры. В итоге возникнет около 300 тыс. новых рабочих мест, а антропогенная нагрузка на территорию сильно возрастет. При том, что ЦКАД будет проложена в обход большинства существующих населенных пунктов, по полям и лесам. Исходя из всего этого, возникают глобальные вопросы экологического плана.
Общая экокартина
Идет речь об ухудшении качества окружающей среды, происходящее от дальнейшей урбанизации территории, увеличения площадей городской и промышленной застройки. К гигантскому кольцу от столицы потянутся радиальные «щупальца», в результате чего для полноценного общения с дикой природой придется углубляться в Подмосковье на куда большее расстояние, чем сейчас. Возрастет и антропогенная нагрузка — ведь к 10 млн. жителей столицы прибавится еще порядка 500 тыс. — работники, участвующие в строительстве ЦКАД и сопутствующей инфраструктуры и члены их семей.
Правозащитник Андрей Маргулев в 2013 г. писал в своем блоге, что строительство ЦКАД несет в себе два компонента — загрязнение окружающей среды продуктами человеческой деятельности, и уничтожение природных ресурсов. Борис Самойлов, зав. лабораторией Московского региона ВНИИ Охраны природы еще четыре года назад заявил, что основной вред при строительстве ЦКАД принесет комплекс терминалов и складов, которые разместятся на лесных территориях. Будут уничтожены природные ресурсы, ухудшится качество воздуха.
Экологи в своих прогнозах говорят об образовании фотохимического смога и техногенном загрязнении водохранилищ. Специалисты по комплексному развитию территорий говорят о пагубности сценария, при котором Московская область превращается в гигантскую перевалочную базу. А вот некоторые конкретные проблемы.
Воздействие на леса
От 40 до 60% дороги проляжет по лесным территориям. Под вырубку попадают леса на площади более 5000 га. Зачищаться будет по 3 км с каждой стороны магистрали. Еще в 2010 году Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы «Гринпис России» заявил, что в результате данного проекта зелёный пояс Москвы сократится на 12%. Остатки лесных массивов, и так не обладающие большими размерами, распадутся на малые островки и потеряют в итоге свою ценность.
Фрагментация лесных территорий может пагубно сказаться на лесных ландшафтах. Снизится сопротивляемость болезням. Ведь уже сегодня мы видим комплексное поражение елей Подмосковья типографом. Фрагментация ведет к распаду стен леса, примыкающих к образовавшимся открытым пространствам, распространению заносных (в то числе и опасных для человека) видов растений, ухудшению санитарного состояния лесов.
По подсчетам специалистов, площадь такого выраженного негативного воздействия на природу составит в случае полной реализации проекта порядка 350 тыс. га, 140 тыс. га из которых придется на территории лесов — это 7% от общей площади лесов МО. В итоге лесистость области понизится с 41% до 38,5%. Никаких «компенсирующих мер» при этом не предлагается.
Существует и проблема изменения статуса лесов. Согласно Лесному плану региона, почти все леса, находящиеся между МКАД и ЦКАД, предназначены для рекреационной деятельности. То есть здесь могут размещаться временные постройки и проводиться благоустройство. Но в итоге может потихоньку легализоваться и лесная застройка.
Воздействие на зверей и птиц
Они тоже могут пострадать, ведь фрагментация лесов ведет к сокращению эффективной численности популяций живых организмов и потенциально к их вымиранию. А благодаря радиальным «щупальцам», которые протянутся от Москвы к ЦКАД, диким уголкам природы с редкими обитателями может и не остаться места. Тем более что отдельным видам животных — таким, как кабаны, лоси или косули для существования необходимы довольно обширные участки сплошного леса, где они могли бы добывать пропитание-то есть на «фрагментированных» территориях они вряд ли выживут. Плюс щум, загрязнения, увлажнения почвы. Особенно пагубно строительство может сказаться на редких видах, в результате чего видовое разнообразие, по прогнозам, может сильно снизиться. Пострадать могут даже насекомые, неспособные преодолеть 6-километровую полосу. В 2010 году кандидат биологических наук, орнитолог и старший научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных Биологического факультета МГУ Николай Поярков, сказал, что наибольший вред будет нанесён птицам в 500-метровой придорожной полосе. Опасность, в частности есть для водоплавающих и околоводных птиц, обитающих в двух рыбхозах и системе залитых водой карьеров «Брикет» в Рузском районе — эти птичьи угодья могут быть нарушены. По некоторым утверждениям, на одних только пернатых МО может потерять 30–35 млн. руб.
Загрязнение водоемов
Состояние воды в верхнем течении Москвы-реки и питьевых водохранилищах системы канала имени Москвы определяется состоянием прилегающих природных территорий и водосборных бассейнов. Увеличение площадей промышленной и жилой застройки в границах водосборного бассейна верхнего течения реки и на территориях, граничащих с питьевыми водохранилищами, повлечет рост количества загрязняющих веществ, направляющихся в источники питьевого водоснабжения столицы. Строительство ЦКАД затронет ценные природные комплексы, обладающие гидросистемой, отличающейся сложностью и хрупкостью. Трасса коснется Озернинского водохранилища (на границе Озернинского рыбопитомника и между кварталами Никольского лесничества), Тростенского озера — морено-ледникового проточного водоема в Рузском районе, третьего по площади среди озер региона, пройдет вблизи от чистого озера Сенеж, и по верховьям нескольких десятков рек, которые питают Истринское, Рузское и Старорузское водохранилища.
Заказники и лесничества
Все помнят борьбу за Химкинский лесопарк. А сейчас в 6-километровой зоне трассы оказываются также 19 государственных природных заказников, из которых 4 «встают» прямо на ее пути. Например, меняются границы «Широколиственного леса в долине Клязьмы» в Ногинском районе и «Системы оврагов у станции Морозки» в Дмитровском. В частности, из этого государственного природного заказника областного значения была исключена часть 29 Деденевского участкового лесничества, где в прошлом году уже случилась вырубка леса. Между тем, по утверждениям Дружины охраны природы Биофака МГУ и «Гринпис России», на этом участке сохраняются высоковозрастные широколиственные леса с вязами и места обитания редких видов, находящихся в Красной книге МО — такие, как коралловидный ежовик, клейкий шалфей, черно-синий слизень.
Были изменены и границы ГПЗ «Леса Октябрьского лесничества» в Клинском районе и «Левобережье р. Москвы на участке Тучково-Ожигово» в Рузском. В этих заказниках, обладающих уникальной флорой и фауной, и сведение леса, и капстроительство находятся под запретом. Но, как и в предыдущих случаях, после проведения реорганизации в марте 2010 года, участки, по которым планировалось строительство ЦКАД, были исключены из состава заказников. В частности, строительство ЦКАД затронет государственный природный заказник областного значения «Покровский», что в Клинском районе, в окрестностях деревень Покровка и Елино.
В Рузском районе строительство коснется Тучковского, Чепелевского, Глубоковского лесничеств. В первом из них трасса вначале захватит 1800 м, а позже пройдет на протяжении 2,2 км по лесу между его кварталами и перейдет в зону между кварталами Чепелевского лесничества. Ну, а затем, и переход в Глубоковское лесничество.
Климатические изменения и глобальная урабанизация
По утверждению некоторых специалистов, ЦКАД может внести свой вклад и в потепление мезоклимата Московского региона, так как еще больше «разогреет» Подмосковье. Этому будет способствовать уменьшение площади лесов, обладающих умеряющим эффектом для климата.
Поскольку, согласно схеме территориального планирования Московской области, почти вся территория внутри ЦКАД станет зоной концентрации градостроительной деятельности, столица и ближнее Подмосковье превращаются в единый урбанизированный комплекс диаметром примерно 120 км.
Ликвидируются ли пробки?
Алексей Ярошенко полагает, что нет, так как магистраль строится не вдоль основных направлений движения транспорта, а поперек. Чтобы объехать московские пробки, которые никуда не исчезнут, по ЦКАД, надо будет делать чересчур большой крюк. По мере роста населения машин станет только больше, и транспортный коллапс может охватить все центральное Подмосковье. А значит, число выбросов от автомобилей увеличится. В прошлом году координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов предположил, что экология Московской области пострадает, прежде всего, от увеличения трафика большегрузного транспорта.
Размеры экоущерба
По результатам исследования Дружины охраны природы биофака МГУ, из-за вырубки деревьев материальный ущерб составит более 11,5 млрд. руб., что можно сопоставить с бюджетом лесного хозяйства всей страны на год, составляющим около 20 млрд. руб.
А если по-другому?
Экологи предлагали в свое время при строительстве дороги по максимуму сохранить ее природное окружение и превратить ЦКАД в современную скоростную автомагистраль без размещения вдоль дороги планируемых объектов и узлов ускоренного развития, за исключением инфраструктурных объектов, необходимых для обеспечения нормального функционирования самой автодороги. А Шкуматов говорит, что разгрузке дорог региона способствовало бы строительство хороших дорог в соседних, что позволило бы транзитному транспорту, использующему дороги Подмосковья чисто для нормального проезда, прокладывать маршруты «по диагонали», не заезжая в МО. Все это звучит разумно, но…
Все ли так страшно?
У противоположной стороны свои аргументы. Так, руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский заявил, что не видит ничего критичного в том, что дороги строятся через лес и апеллирует к общемировой практике.
Интересно, что борьба вокруг Химкинкого леса стала катализатором для его обустройства, расчистки и организации там парковой зоны.
А Денис Буцаев высказывал в том году мнение, что экология Подмосковья, наоборот, выиграет от строительства ЦКАД, поскольку многокилометровые пробки на вылетных трассах, создающиеся, отчасти, благодаря фурам на обочинах, наносят куда больше вреда окружающей среде и жителям близлежащих мест. Кроме того, у жителей новостроек не будет необходимости ездить на работу в Москву — ведь рядом будут промышленные зоны и деловые центры, где они смогут применить свои силы, а потому дорога разгрузится. Буцаев также говорил, что надо правильно спроектировать подъездные пути к торговым центрам и грамотно привязать последние к местности, а также обещал, что власти учтут весь негативный опыт, связанный с МКАДом.
Губернатор же Подмосковья Андрей Воробьев и вовсе в прошлом году заявлял, что считает недопустимым возведение ТЦ в непосредственной близости у ЦКАД. А в июне нынешнего года он объявил об изменении проекта ЦКАД в районе Бронниц, с целью недопущения вырубки уникального реликтового леса (другой причиной был потенциальный снос детсада и школы. Тогда Воробьев сообщил, что «уникальные места и социальные объекты должны остаться нетронутыми», а потому власти будут искать решения по сохранению экологии и соцучреждений.
Среди некоторых защитных мер, которые предлагают власти — оснащение ЦКАДа специальными туннелями для животных. Таким образом, последние меньше пострадают. Для жителей же небольших населенных пунктов вдоль ЦКАДа, обещают установить шумозащитные экраны.
Читайте так же: Как повлияет строительство ЦКАД на экологию Подмосковья?
Обсуждается на форуме
1
2
1
4
28
Владимир Рамов18 сентября 2018 г.
Стоит ли приводить слова чиновников, в большинстве кстати своем не уроженцев Подмосковья, о пользе этой дороги. Их интерес в освоении бюджета, свои дома они планируют покупать за тысячи километров западнее. А нам оставить пустыри и ненужные склады, дороги, забитые машинами тех, кто не столь пройдошлив и изворотен. Вместо воспитания экологической культуры населения его загоняют в техногенное гетто, примеров которого немало в Европе. И называют это прогрессом.
Лена19 сентября 2018 г.
Действительно, такая полезная дорога, такая нужная, вот только одно удивляет: что же такую пользу эти госдеятели около себя не построили, а обошли свои домовладения аж за 40 км, сделав огромную петлю вокруг Звенигорода? Вырубили бы лес около своих гектаров, закатали бы в восемь полос асфальта, пустили бы фуры многотонные и наслаждались бы пользой! Так нет же! Все сделано за счёт других людей, причем за счёт тех людей, кому эта дорога на фиг не нужна. Те твари, что больше всех разглагольствовали о пользе этой дороги (кстати именно они имеют в собственности по несколько машин и такие дороги должны строить около себя), ничего ей в жертву не принесли, а те, кому она на фиг не нужна, принесли ей в жертву свои дома, участки, кто-то из-за переживаний своё здоровье. Поэтому разглагольствования о её пользе как-то не катят. Я была в шоке, когда увидела гигантские масштабы вырубки в Раменском районе подмосковья. Вместо привичного леса увидела огромное поле в щепках. Народ недоволен, в лесу были грибы, ягоды, все дачники и местные жители собирали их, сосен было много, воздух хвойный был. А что делать на этих дачах теперь, если рядом нет леса? Люди работают всю жизнь, в выходные им надо где-то отдыхать, выезжать на природу, это даёт зарядку, на всю рабочую неделю, а мест для, отдыха становится все меньше, леса варварски уничтожаются, значит уничтожается воздух, грибы, ягоды. И эти придурки ещё хотят, чтобы люди работали до 65 лет. От всей души желаю этим придуркам никогда эту помойку не построить. И ещё: чтоб им пусто было!
Написать отзыв